Настройка шрифта В избранное Написать письмо

Публикации по логопедии

Игры для формирования положительной мотивации ребенка на индивидуально-коррекционных
Игры для ребенка
и подгрупповых занятий
Игры для ребенка
по звуковой культуре речи.

Учитель-логопед: Еремина Е.И.
  Название игры Описание игры Возможное применение игры
1 Для артикуляционного аппарата    
1.1 "Лягушонок на охоте" Ребенок должен выталкивать язычок изо рта, при этом толкая верхнюю губу. Если упражнение выполнено правильно, значит это удачная охота. Если движения были неточными или неуверенными, значит, охота не удалась! Это подготовительное упражнение для подготовки мышц языка к активным, уверенным движениям помогает ребенку с интересом и желанием вновь и вновь повторять это упражнение: ведь хочется есть лягушонку?!
2 Для автоматизации звуков    
2.1 "Хор гласных" Ребенок перед зеркалом четко, утрированно произносит гласные, пропевает их: аа-оо-уу-ии... Упражнение для формирования положительного настроя на отработку артикуляции и произношения гласных: "Старайся, чтобы песня получалась красивой!"
2.2 "Актриса" Надо выучить роль, поэтому важно повторять все, что говорит Режисер (взрослый). Девочки, с таким подходом к упражнению по автоматизации звука, более старательно и терпеливо повторяют звуковые задания.
2.3 "Звуковые башмачки" Ребенок должен называть слова с автоматизируемым звуком, не нарушая их слоговой структуры. Если он говорит правильно, башмачки прыгают радостно, а если допускается какая-то ошибка, башмачки отворачиваются обиженно. а) для поддержания интереса ребенка, его заинтересованности в упражнениях по автоматизации звуков.
б) чтобы ребенок мог сам наглядно видеть и оценивать свою речь.
2.4 "Зарядка со звуком"

(авт. Ш в слогах ША, ШИ)
"Ты любишь делать зарядку? Вот и язычок твой любит делать зарядку. Только ему надо в этом помочь. Когда ты будешь понимать руки наверх, язычок пусть тоже поднимается наверх к зубкам и шипит. Попробуй (ребенок делает). А теперь задание усложним тем, что ты поднимай руки также наверх, но еще и приседай (показывается образец и произносится слог ША). Не забывай шипеть, ведь руки наверху, несмотря на то, что ты садишься!" Наглядное упражнение для введения звука Ш в слог ША: когда ребенок затрудняется сказать Ш в слоге, и начинает привычно свистеть. А так он старается в игре заниматься, ведь он делает зарядку!
2.5 "Походка Принцессы"

(авт.Р)
Надо отработать походку принцессы: говорить звук "р" мелодично (чтобы он был у верхних зубок), а не раскатисто (удаляя вглубь рта). Потом с девочкой, с которой отрабатывается звук, проводится конкурс "Походка Принцессы". У девочек в этой игре повышена заинтересованность говорить красиво, и этот элемент занятия протекает более непринужденно и результативно.
2.6 "Человек - паук" На листе рисуются дома высокие. В левом нижнем углу листа рисуется фигурка ребенка, а в правом верхнем углу рисуется человек, нуждающийся в помощи, который попал в беду. Ребенку предлагается помочь Человеку-пауку; помочь спасти того, кто просит. Мальчик тоже может "прыгать" по крышам домов, как Человек - паук. Но главное правило, чтобы не свалиться с высокого дома: надо правильно делать артикуляционное упражнение (а позже, произносить звук автоматизируемый). По ходу выполнения задания, рисуется движение ребенка от дома к дому по направлению к цели: тому, кто нуждается в помощи. Когда у мальчика отсутствует желание что-то делать, и все его мысли заняты любимым героем - Человеком - пауком, эта игра поможет заинтересовать его на занятии по отработке артикуляционного упражнения или автоматизированного звука.
2.7 Материал из различных красочных журналов, раскрашек, рабочих тетрадей, мягкий конструктор "Флажки". Совершая действия с предметами различных цветов, моделируя ситуации, дети обговаривают то, что делают, при этом звук, автоматизируемый многократно повторяется. 1. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе уже не такое скучное, когда считаешь разноцветные пуговицы!
2.Сочинение оранжевых историй и сказок- интересно будет ребятам, которые могут говорить автоматизируемый звук в упражнениях, но теряют в свободной речи, а повторять одно и тоже надоело!
4. Дифференциации звуков тоже будет интересной, когда работаешь с цветными страничками или разноцветными конструкторами (Геометриком , Разноцветными флажками., Т.е. видишь все наглядно!
2.8 "Звуковые карты"

(авт.зв.С,Ш,Л,Р)
Игровое путешествие к корректируемому звуку по картам, на которых отмечен план работы над каждым звуком.
По пути следования к конечной цели (автоматизации звуков в речи) используются различные игры и игровые приемы, создаются игровые ситуации, для автоматизации звука.
Звуковые карты можно использовать как в постановке звуков, так и в их автоматизации. А также, в развитии фонетико-фонематического восприятия детей, в развитии их речи, развитии мелкой моторики.
2.9 "Ракета"

(авт.звук в конце слова)
Рисуются ступеньки лестницы. У нижней ступеньки нарисованы картинки слов, в которых надо автоматизировать звук в конце слова. А у верхней ступеньки: ракета, на которой нарисованные "герои" должны полететь в космос.
Когда ребенок начинает произносить слова, проговаривая четко их слоговую структуру - он поднимается по лестнице. Ошибся - значит, упал, надо идти заново. А когда говорит правильно и автоматизируемый звук в конце слова: значит взлетел в космос! Если же звук не был произнесен, или произнесен неправильно, то полет неудался: надо готовиться к следующему!(звуковое упр. повторяется)
Можно по несколько раз повторять какое-то "трудное" слово с ребенком, так как космонавтом быть интересно!
3 Для развития фонетико-фонематического восприятия и подготовки к обучению грамоте    
3.1 "Звуковые домики" а) Ребенок должен назвать слово с заданным дифференцируемым звуком. Когда он это делает, на стол ставится кубик. Это домик, в нем и живет названный дифференцируемый звук. Когда звуки смешиваются в произношении, значит названный звук заблудиля! Как же он теперь попадет домой? Надо помочь!
б) Совместно с ребенком сосчитать "домики" - слова, в которых живет один из дифференцируемых звуков, а потом, "домики" - слова с другим диф. звуком.
а) Знакомая, любимая игра с кубиками поможет ребенку сохранить положительный настой на занятии, ведь хочется помочь звукам попасть домой, поэтому и произносить их надо четко, не смешивая, а то заблудятся!
б) При такой постановке задания ребенок, неумеющий еще читать, выделяет слово уже как что-то особенное, в нем ведь живут звуки!
3.2 "Карта Звукинска" Человечки в разноцветных платьишках. Как их имена? (дети должны назвать твердые, мягкие согласные, гласные, в зависимости от цвета их). В каких домиках они живут? (дети должны назвать слова с предложенными ранее слогами). А на какой улице их дом? (дети ложны были составить предложение - развитие фразовой речи; и назвать, сколько в нем домиков - слов - анализ предложений). а) Для закрепления дифференциации твердых, мягких согласных и гласных, для звукослогового синтеза.
б) Работа по профилактике дисграфии на уровне слова, предложения.
3.3 "Звуковой куб" На каждой стороне куба находятся картинки, в которых есть одинаковые звуки. Перед тем как ребенок начнет внимательно рассматривать кубик, проговариваются: "Кубик-кубик покрутись, Маше в руки попадись!". В это время ведущий (логопед или сам ребенок) вертит в руках кубик, а после произнесения слов аккуратно бросает его в руки игрока (ребенка или взрослого).
а) Ребенок должен найти одинаковый звук на картинках той стороны кубика, которая находится в данный момент сверху.
Постепенно занятие усложняется:
б) Надо найти слова, в которых найденный звук звучит твердо или мягко.
в) Составить предложение с несколькими словами выпавшей стороны куба; определить количество слогов в заданном слове, последовательное называние первого и последующих слогов.
г) Если на занятии присутствуют двое детей, с одинаковыми речевыми нарушениями, они проверяют ответы друг друга, или дополняют.
Слова "Кубик-кубик покрутись, Маше (имя ребенка) в руки попадись!", настраивают ребенка на увлекательную игру - поиск:

а) звуковой анализ слов;

б) дифференциацию твердых, мягких согласных звуков;
в) закрепление понятий "предложение", "слово", "слог";

г) наблюдение за своей речью и речью друга.
3.4 "Геометрик" Моделирование различных заданий с деталями пирамидки. Например, надо построить домик заданного цвета, или собрать палубу корабля (выложить один ряд на каждой пирамидке, а треугольник, положенный с края доски напоминает форму корабля). В этой игре хорошо удерживается внимание детей, развивается словарный запас (названия цветов, геометрических форм), мелкая моторика ребенка, воображение.
4 Для организации ребенка на целеустремленное преодоление трудностей на занятии:    
4.1 "Соревнование с командой Некалок" Вопрос к ребенку: "Кто у вас в семье самый сильный?" Конечно, он: постоянно побеждает всех! Тогда говорится ему, что все-таки он не самый сильный и предлагается проверить это: продолжить работу над упражнением. Это может вызвать отказ. Тогда объявляется ребенку, что "1-0" в пользу Нехочухи (или Немогухи, Небудухи). Того, чье имя он назвал только что. Для наглядности на листе бумаги рисуется несколько забавных человечков, под которыми пишется кто это: веселое личико - это он, недовольное - Нехочуха, сердитое - Немогуха, злое - Небудуха. Лист делится на две части, и предлагается посоревноваться с этими ворчунами. Кто кого, он их победит, или они его? Предлагаются задания, от выполнения которых он отказывался раньше. Теперь, когда ребенок соревнуется с командой Некалок, он старается выполнять задания: ведь надо получить очко. Когда же он забывается, или начинает опять ворчать недовольно - получает очки команда его соперников.
В результате - победа за Вашим ребенком!


--
17.08.12 (01:02)
Автор Еремина Е.И.
eremina_lena73[[@]]mail.ru