Настройка шрифта В избранное Написать письмо

Книги по психологии 2


Мищенко Е. А. Рассказ как метод патопсихологического исследования

          В настоящее время в психологии разработан большой арсенал методик, направленных как на установление (диагностику) определенных состояний, так и на формирование (коррекцию, терапию) самых различных психологических новообразований личности. Так или иначе, одним из наиболее продуктивных методов диагностики является рассказ человека (по картинке, по заданной теме, по произвольной тематике и др.). Почему именно рассказ? Да потому, что речь говорит сама за себя, или помимо себя. Хочет того человек или не хочет, замечает он это или нет, речь выдает все его психологическое содержание.

          Речь, как феномен человеческой культуры, притягивала к себе интерес исследователей еще с древних времен. Она и по сей день остается одним из основных предметов изучения различных наук, таких как лингвистика, психология, герменевтика, литературоведение и др. Причем, каждая из наук изучает свой аспект в речи. Даже в психологии нет единства во взглядах на то, что именно надо изучать в речи. Например, в социальной психологии активно разрабатывается коммуникационный аспект речи. Общение здесь рассматривается одновременно как реальность общественных и межличностных отношений (Г.М.Андреева, 1997). В детской психологии основное внимание уделяется процессу онтогенеза речи. Одной из фундаментальных работ в этой области следует считать "Мышление и речь» Л. С. Выготского. Для нейропсихологии речь интересна, в первую очередь, тем, что она является одним из универсальных средств восстановительного процесса (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова). Патопсихологию, в свою очередь, в речевой продукции интересует прежде всего то, что помогло бы опровергнуть или утвердить предполагаемое психическое расстройство. Таким образом, даже на примере столь краткого экскурса, можно увидеть, что речь не рассматривается в единстве своих проявлений, ее подвергают искусственному "расчленению". На наш взгляд, самым продуктивным являлось бы рассмотрение речи в структурном и функциональном единстве, начиная с того, как она развивается, то есть прослеживая ее генезис; затем как она функционирует, будучи уже присвоена субъектом; и наконец, в период ее распада.

          Для нашего исследования мы использовали хорошо известные методики, а основным методом, конечно же, был рассказ. Как раз в рассказе и возможно проследить все многообразие проявления не только речи, но и личности человека. Именно в рассказе личность проявляется в единстве ее исходных побуждений и мотивов, ее направленности и конечных целей, так как он является многосторонним и разноплановым явлением, где планы, формы и содержания представлены в их единстве. Наша работа является попыткой в очередной раз переосмыслить роль рассказа в диагностике и терапии, определить какое место в данный момент занимает он среди патопсихологических методов.

          Для нас важен рассказ не сам по себе, а важно проследить как он изменяется при различных заданных условиях. Что будет происходить с ним при варьировании заданной испытуемому тематики обсуждения, при варьировании времени предъявления речевого задания (в начале или в конце взаимодействия, после успеха или неудачи:), при изменении формы подачи (директивным либо нейтральным тоном) и пр. То есть, можно говорить о рассказе как о подвижной видоизменяющейся форме деятельности, которая чутко реагирует на все изменения происходящие как внутри, так и во вне человека. Он (рассказ) является тем связующим звеном который соединяет человека с окружающим миром. Посредством него человеку становиться доступным не только понимание внешнего, но и своего внутреннего мира. А "через понимание самих себя мы присваиваем себе смысл нашего желания быть или усилия существовать» (Поль Рикер).

          В нашем исследовании было обследовано три группы людей. Одна группа – больные шизофренией ("депрессивный синдром» – 3 чел., "параноидный синдром» – 3 чел.). Другая группа – больные с диагнозом "героиновая зависимость» (6 чел.) В качестве контрольной группы использовалась группа здоровых людей (не они, не их ближайшие родственники не стоят на учете в ПНД, всего – 10 чел.) Все исследованные больные находились на стационарном лечении. Больные, диагноз которых вызывал сомнения, в исследование не включались. Исследование проводилось в два этапа. Исследуемым предлагались следующие методики: пиктограмма, самооценка, уровень притязаний, рассказ по картинке, Т.А.Т. и рассказ по произвольной тематике, рассказ по плану. Чтобы узнать, изменяется ли рассказ в ситуации успеха и неудачи, мы предлагали подопечным две серии картинок, по которым надо было составить рассказы. Одновременно проводили уровень притязаний, искусственно моделируя ситуацию неуспеха. Кроме того, для анализа особенностей рассказов, составленных по плану, в качестве экспериментального материала предлагались картинки Бидструпа. Т.А.Т. использовался и для диагностических данных, и как модель рассказа составляемого по картинке, в условиях нечеткого представления стимульного материала. Для анализа рассказа по произвольной тематике использовалась 16 таблица из методики Т.А.Т. И, наконец, тест фрустрации Розенцвейга использовался для того, чтобы узнать как изменяется рассказ в ситуации когда автор занимает различные позиции.(автор как наблюдатель и автор как непосредственный участник данной ситуации). Кратко основные выводы возможно свести к следующему.

          В норме рассказы имеют средний либо большой размер. Предложения полные, распространенные. В рассказах используются эпитеты, описываются чувства, переживания героев. Часто встречается прямая речь (в этом случае можно говорить о наличии идентификации с героем). Как правило, существует одна сюжетная линия, которая сохраняется на протяжении всего повествования. Четко можно выделить главного героя. При наличии плана рассказ обогащается, разворачивается. Рассказ не нагружен вводными словами, они появляются лишь в случаях затруднения.

          У группы с диагнозом "героиновая депрессия» рассказы чаще маленького либо среднего размера. В рассказе много пауз. Сюжет краткий, чаще – описание. Язык описания беден; чувства, эмоции, переживания героев почти не описываются. Если же встречается их описание, то оно носит формальный характер. Главный герой обозначен четко и сразу угадывается. Рассказ может меняться по ходу его развертывания, но основная сюжетная линия остается сохранной. Введение плана помогает: рассказ становится более развернутым, может доходить до больших размеров. Одним из отличительных признаков рассказов этой группы подопечных является то, что они перегружены вводными словами. Мы предполагаем, что вводные слова в данном случае используются как компенсаторный компонент, средство организации себя и своей речи. "Вот» обычно использовалось в конце предложения и означало, что мысль закончена. "Так» – в начале предложения или фразы. "Ну» выступало как связующий компонент между двумя выражениями. Еще было замечено, что цвет выступал в данной группе как деструктивный фактор. Черно-белые картинки расценивались больными как более структурированные, четкие.

          У группы больных с диагнозом "шизофрения» рассказы чаще маленького либо среднего размера. В рассказе много пауз, чаще больших. Нет определенной сюжетной линии, она постоянно изменяется, что является признаком снижения контроля и целенаправленности деятельности. Очень трудно выделить главного героя; им может быть как человек, так и время или неодушевленные понятия (окно, ветер..). Присутствует диалог с самим собой, нет потребности в слушателе, не стараются донести смысл рассказа до другого. Наблюдается возвращение к одной и той же мысли (резонерство). Часто используются вычурные выражения. Прямая речь в рассказах встречается очень редко. План не помогает в организации рассказа, хотя рассказы могут достигать больших размеров, но они чаще не адекватны предъявленному рисунку. Цвет на качество рассказа не влияет, четких предпочтений нет (кому-то легче воспринимать цветные картинки, кому-то черно-белые, а кому-то все равно). Вводные слова встречаются очень редко.

          Основываясь на представленных выводах, можно заключить, что рассказ является одним из чувствительных методов в психологии и он может быть использован как "тонкий» диагностический метод на ранних этапах заболевания. Но этим его роль не ограничивается, так как на ряду с диагностикой он несет большую терапевтическую нагрузку для подопечного.

         


--
Автор Мищенко Е.А.
Напишите нам